Однажды ученики спросили Христа: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» Иисус дал им простой ответ: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Несмотря на всю свою простоту, этот ответ вызывает недоумение. Неужели это действительно так просто: веруй – и все? Это недоумение отразилось и в вопросе учеников, не поверивших простоте ответа Учителя: «какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?» Мол, мы уже веруем в Бога, но разве же этого достаточно? Горы переставлять, мертвых воскрешать, в крайнем случае, исцелять больных – вот это дела! Не слишком ли это просто – просто веровать? Но давайте зададимся вопросом: а такое ли это простое дело – веровать? Что это значит: веровать? Что стоит за словами: «Я верую в Бога»?
Один из наиболее интересных текстов, раскрывающих сущность христианской веры в Бога, записан в Библии в шестом стихе одиннадцатой главы Послания к Евреям: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает». Особенностью этого текста является многообразие способов его прочтения. А именно, в зависимости от того, на каком слове ставится смысловое ударение, каждое новое прочтение раскрывает перед читающим определенную грань веры в Бога. Не берусь утверждать, что в многообразии прочтений этой фразы сокрыта вся полнота христианской веры, но в ней, безусловно, заложены основные принципы, присущие именно христианской вере в Бога.
Итак, процитированный текст можно прочитать следующим образом: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть». На первый взгляд, такое прочтение кажется достаточно простым и очевидным. Действительно, для существования веры необходимо существование объекта веры. Вера в то, чего не существует – это нонсенс, бессмыслица. Это можно назвать мечтой, или капризом, но не верой. Однако, наряду с очевидным, есть и более глубокий смысл в таком прочтении. Стоит лишь более вдумчиво отнестись ко значению слова «есть», чтобы этот смысл стал ясен. В данном случае глагол «быть» имеет значение более глубокое, чем простая констатация факта существования. Наряду с собственно существованием, этот глагол может указывать и на качество существования. Когда мы, например, говорим: «Есть вот этот камень и есть вот это дерево», мы не только констатируем факт существования камня и дерева, но и отмечаем отличие качества существования дерева и камня. Суть этого отличия интуитивно понятна: дерево – живое, камень же – мертв. То есть, несмотря на то, что в отношении констатации факта существования дерево и камень сопоставимы, есть некое принципиальное отличие в том, как именно, в каком качестве, существуют камень и дерево: камень существует как неживая материя, в то время как дерево существует в качестве материи живой. То есть отличительным качеством существования дерева является жизнь.
Точно так же, есть различие в существовании растения и животного. В данном случае, отличительным качеством будет наличие у животного души. Не пытаясь давать формальное философское, или богословское определение душе, отметим лишь то, что интуитивно понятно: душа – это сосредоточие разума, эмоций и чувств, а так же желания и воли живого существа. Несмотря на то, что определение термина «душа» не исчерпывается перечисленными атрибутами, этого перечисления достаточно для того, чтобы показать, чем же именно определяется иное качество существования животного по сравнению с существованием растения.
Подобно этому, и качество существования человека отличается от существования животного. Одним из наиболее ярких примеров такого отличия является знаменитая фраза Декарта: «Cogito ergo sum», «Мыслю, следовательно, существую». Не просто обладание разумом, но способность этого разума осмыслять свое существовани, рефлексировать, делать логические заключения – вот одно из отличительных качеств существования человека, по сравнению с существованием животного. Опять таки, мышление – это лишь один из атрибутов качественного отличия существования человека. Есть еще нравственность, творчество, свобода и другие качества, присущие человеку и не присущие животному. Но сути это не меняет: качество существования человека отличается от качества существования животного.
Точно так же и качество существования Бога отличается от существования человека. Вечность, вездесущность, всеведение, всемогущество – далеко не полный перечень отличительных качеств существования Бога. Именно в этом контексте и следует понимать значение глагола «быть» во фразе «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть»: Он есть, то есть не просто «Он существует», но именно «Он существует в качестве Бога». Он есть Бог: всемогущий, вездесущий, вечный.
Кроме того, одним из важнейших аспектов понимания существования Бога является понимание того, что Его существование носит объективный характер. Объективный, то есть не зависимый от человеческих представлений о Нем. Есть разнообразные человеческие толкования существования Бога. Есть взгляды на существование Бога как на некую «идею», плод человеческого разума. То есть, люди верят в идею Бога. Есть взгляды на существование Бога как на некий нравственный закон, плод человеческой совести. То есть, люди верят в Бога как в некую нравственность. Есть взгляды на Бога как на некий обобщенный закон мироздания, плод опыта познания мира человеком. То есть, люди верят в Бога как в некий детерминизм, способ существования мира. Другими словами, так, или иначе, люди «выводят» Бога из своих мыслей, чувств, желаний, наблюдений, опыта. Тем самым, они заключают источник существования Бога в себя («идея», «совесть»), или в природу («всеобщий закон»). В то же время, для христианина Бог есть Сущий. То есть Бог не просто существует объективно и независимо от всего, но Бог Сам является источником и причиной существования всего существующего.
Одним из довольно распространенных заблуждений является попытка распространения закона причинности на существование Бога. Вкратце, логика такова: у всего существующего есть причина, породившая его существование. Если Бог существует, то в соответствии с этим правилом, должна быть причина, породившая Его. Тогда именно эта причина и должна называться Богом. То есть то, что люди называют «богом», Богом не является. Из этой логики возможны два следствия. Первое отрицает существование Бога: так как утверждение «Бог есть» привело к логическому противоречию, то это утверждение не является истинным. То есть, Бога нет. Второе следствие – невозможность достичь Бога, так как цепочку причинно-следственных связей можно продолжать до бесконечности, так и не достигнув ее начала. Опираясь на современные научные взгляды на природу Вселенной, христианство дает достаточно простое решение этому парадоксу. Дело в том, что причинно-следственные связи имеют смысл только в контексте времени, так как именно во времени причина предшествует следствию. В то же время, современные взгляды на природу времени утверждают зависимость времени от пространства, так как для существования времени необходимо существование пространства. То есть, если нет пространства, то нет и времени. Однако, если нет времени, то логика причинно-следственных связей теряет смысл, так как без времени обессмысливается требование предшествия причины своему следствию. Таким образом, вопрос о «причине Бога», или «что было до Бога» теряет смысл, так как «до» того, как Бог сотворил материю и пространство, не было времени, появившегося «одновременно» с сотворенным пространством. То есть вопрос «что было до Бога» логически бессмысленен: «до Бога» (а точнее, до того, как Бог сотворил пространство) не было «до».
Итак, фраза «Бог есть» не означает лишь констатацию факта Его существования, но и исповедует Бога Богом. При этом также важно, чтобы такое исповедание играло фундаментальную роль в мировоззрении человека. То есть исповедание должно идти значительно дальше чисто интеллектуального согласия с тем, что есть всемогущий, всесильный и вездесущий Бог. Исповедание того, что Бог есть, должно стать существенным фактором в человеческой жизни. Эту мысль легко проиллюстрировать на примере социальной жизни человека. Действительно, любой человек вынужден считаться с окружающими его людьми, с их мнением, их правами. Невозможно прожить жизь, игнорируя желания и чувства окружающих нас людей. При этом, насколько Бог выше человека, настолько же должно быть большим и Его влияние на жизнь человека. Мысли человека, его желания, чувства, воля, ценности и цели должны сверяться с Божьими. То есть, в своей жизни человек, действительно исповедующий Бога Богом, должен сверяться с Божьей волей, должен разделять Божьи желания и чувства. Такой человек должен опираться на Божью шкалу ценностей, на Божьи критерии добра и зла. В то же время, зачастую, Божье существование не только не оказывает существенного влияния на жизнь человека, вроде бы верующего в Бога, но даже не оказывает на нее влияния, сравнимого с влиянием окружающих людей. Такая вера в Бога оказывается бесформенной, аморфной. При такой вере Бог оказывается лишь необязательным советчиком, или «жилеткой», в которую при случае можно поплакаться. В остальном же, человек живет так, как будто Бога нет. Он руководствуется своими желаниями, своей совестью, своими чувствами, целями и ценностями. И Бога в его жизни ровно столько, насколько Божьи желания совпадают с желаниями самого человека и насколько Божий закон совпадает с человеческой совестью. О подобной вере так говорится в Евангелии: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня».
Итак, исповедание Бога Богом означает смирение пред ним, согласие с приоритетностью всего, что исходит от Бога. То есть Его воля, Его ценности, Его этика оказываются приоритетными, по сравнению с волей, ценностями и этикой человека. Если же такой приоритетности нет, то вера в Бога оказывается лишь деклараций, пустыми словами, не подтверждаемыми жизнью человека. Если жизнь человека не согласуется с Божьей волей, то исповедание такого человека оказывается голословным. Фактически же, такой человек, декларируя свою веру в Бога, игнорирует Его, поступая исключительно по своей воле. То есть, живет так, как будто Бога нет. Такие люди, не отрекаясь от Бога формально, или даже исповедуя Его на словах, отрекаются от Него делами.
Итак, фраза «Бог есть» означает, что Бог есть Бог, то есть Бог существует в качестве Бога, всемогущего, вездесущего Творца всего сущего. Кроме того, Божье существование оказывает фундаментальное, определяющее влияние на жизнь человека. И именно с такой верой, с верой что Он есть Бог, к Нему и надобно приходить. Приходить с согласием строить свою жизнь не по своим, а по Его стандартам.
Один из наиболее интересных текстов, раскрывающих сущность христианской веры в Бога, записан в Библии в шестом стихе одиннадцатой главы Послания к Евреям: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает». Особенностью этого текста является многообразие способов его прочтения. А именно, в зависимости от того, на каком слове ставится смысловое ударение, каждое новое прочтение раскрывает перед читающим определенную грань веры в Бога. Не берусь утверждать, что в многообразии прочтений этой фразы сокрыта вся полнота христианской веры, но в ней, безусловно, заложены основные принципы, присущие именно христианской вере в Бога.
Итак, процитированный текст можно прочитать следующим образом: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть». На первый взгляд, такое прочтение кажется достаточно простым и очевидным. Действительно, для существования веры необходимо существование объекта веры. Вера в то, чего не существует – это нонсенс, бессмыслица. Это можно назвать мечтой, или капризом, но не верой. Однако, наряду с очевидным, есть и более глубокий смысл в таком прочтении. Стоит лишь более вдумчиво отнестись ко значению слова «есть», чтобы этот смысл стал ясен. В данном случае глагол «быть» имеет значение более глубокое, чем простая констатация факта существования. Наряду с собственно существованием, этот глагол может указывать и на качество существования. Когда мы, например, говорим: «Есть вот этот камень и есть вот это дерево», мы не только констатируем факт существования камня и дерева, но и отмечаем отличие качества существования дерева и камня. Суть этого отличия интуитивно понятна: дерево – живое, камень же – мертв. То есть, несмотря на то, что в отношении констатации факта существования дерево и камень сопоставимы, есть некое принципиальное отличие в том, как именно, в каком качестве, существуют камень и дерево: камень существует как неживая материя, в то время как дерево существует в качестве материи живой. То есть отличительным качеством существования дерева является жизнь.
Точно так же, есть различие в существовании растения и животного. В данном случае, отличительным качеством будет наличие у животного души. Не пытаясь давать формальное философское, или богословское определение душе, отметим лишь то, что интуитивно понятно: душа – это сосредоточие разума, эмоций и чувств, а так же желания и воли живого существа. Несмотря на то, что определение термина «душа» не исчерпывается перечисленными атрибутами, этого перечисления достаточно для того, чтобы показать, чем же именно определяется иное качество существования животного по сравнению с существованием растения.
Подобно этому, и качество существования человека отличается от существования животного. Одним из наиболее ярких примеров такого отличия является знаменитая фраза Декарта: «Cogito ergo sum», «Мыслю, следовательно, существую». Не просто обладание разумом, но способность этого разума осмыслять свое существовани, рефлексировать, делать логические заключения – вот одно из отличительных качеств существования человека, по сравнению с существованием животного. Опять таки, мышление – это лишь один из атрибутов качественного отличия существования человека. Есть еще нравственность, творчество, свобода и другие качества, присущие человеку и не присущие животному. Но сути это не меняет: качество существования человека отличается от качества существования животного.
Точно так же и качество существования Бога отличается от существования человека. Вечность, вездесущность, всеведение, всемогущество – далеко не полный перечень отличительных качеств существования Бога. Именно в этом контексте и следует понимать значение глагола «быть» во фразе «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть»: Он есть, то есть не просто «Он существует», но именно «Он существует в качестве Бога». Он есть Бог: всемогущий, вездесущий, вечный.
Кроме того, одним из важнейших аспектов понимания существования Бога является понимание того, что Его существование носит объективный характер. Объективный, то есть не зависимый от человеческих представлений о Нем. Есть разнообразные человеческие толкования существования Бога. Есть взгляды на существование Бога как на некую «идею», плод человеческого разума. То есть, люди верят в идею Бога. Есть взгляды на существование Бога как на некий нравственный закон, плод человеческой совести. То есть, люди верят в Бога как в некую нравственность. Есть взгляды на Бога как на некий обобщенный закон мироздания, плод опыта познания мира человеком. То есть, люди верят в Бога как в некий детерминизм, способ существования мира. Другими словами, так, или иначе, люди «выводят» Бога из своих мыслей, чувств, желаний, наблюдений, опыта. Тем самым, они заключают источник существования Бога в себя («идея», «совесть»), или в природу («всеобщий закон»). В то же время, для христианина Бог есть Сущий. То есть Бог не просто существует объективно и независимо от всего, но Бог Сам является источником и причиной существования всего существующего.
Одним из довольно распространенных заблуждений является попытка распространения закона причинности на существование Бога. Вкратце, логика такова: у всего существующего есть причина, породившая его существование. Если Бог существует, то в соответствии с этим правилом, должна быть причина, породившая Его. Тогда именно эта причина и должна называться Богом. То есть то, что люди называют «богом», Богом не является. Из этой логики возможны два следствия. Первое отрицает существование Бога: так как утверждение «Бог есть» привело к логическому противоречию, то это утверждение не является истинным. То есть, Бога нет. Второе следствие – невозможность достичь Бога, так как цепочку причинно-следственных связей можно продолжать до бесконечности, так и не достигнув ее начала. Опираясь на современные научные взгляды на природу Вселенной, христианство дает достаточно простое решение этому парадоксу. Дело в том, что причинно-следственные связи имеют смысл только в контексте времени, так как именно во времени причина предшествует следствию. В то же время, современные взгляды на природу времени утверждают зависимость времени от пространства, так как для существования времени необходимо существование пространства. То есть, если нет пространства, то нет и времени. Однако, если нет времени, то логика причинно-следственных связей теряет смысл, так как без времени обессмысливается требование предшествия причины своему следствию. Таким образом, вопрос о «причине Бога», или «что было до Бога» теряет смысл, так как «до» того, как Бог сотворил материю и пространство, не было времени, появившегося «одновременно» с сотворенным пространством. То есть вопрос «что было до Бога» логически бессмысленен: «до Бога» (а точнее, до того, как Бог сотворил пространство) не было «до».
Итак, фраза «Бог есть» не означает лишь констатацию факта Его существования, но и исповедует Бога Богом. При этом также важно, чтобы такое исповедание играло фундаментальную роль в мировоззрении человека. То есть исповедание должно идти значительно дальше чисто интеллектуального согласия с тем, что есть всемогущий, всесильный и вездесущий Бог. Исповедание того, что Бог есть, должно стать существенным фактором в человеческой жизни. Эту мысль легко проиллюстрировать на примере социальной жизни человека. Действительно, любой человек вынужден считаться с окружающими его людьми, с их мнением, их правами. Невозможно прожить жизь, игнорируя желания и чувства окружающих нас людей. При этом, насколько Бог выше человека, настолько же должно быть большим и Его влияние на жизнь человека. Мысли человека, его желания, чувства, воля, ценности и цели должны сверяться с Божьими. То есть, в своей жизни человек, действительно исповедующий Бога Богом, должен сверяться с Божьей волей, должен разделять Божьи желания и чувства. Такой человек должен опираться на Божью шкалу ценностей, на Божьи критерии добра и зла. В то же время, зачастую, Божье существование не только не оказывает существенного влияния на жизнь человека, вроде бы верующего в Бога, но даже не оказывает на нее влияния, сравнимого с влиянием окружающих людей. Такая вера в Бога оказывается бесформенной, аморфной. При такой вере Бог оказывается лишь необязательным советчиком, или «жилеткой», в которую при случае можно поплакаться. В остальном же, человек живет так, как будто Бога нет. Он руководствуется своими желаниями, своей совестью, своими чувствами, целями и ценностями. И Бога в его жизни ровно столько, насколько Божьи желания совпадают с желаниями самого человека и насколько Божий закон совпадает с человеческой совестью. О подобной вере так говорится в Евангелии: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня».
Итак, исповедание Бога Богом означает смирение пред ним, согласие с приоритетностью всего, что исходит от Бога. То есть Его воля, Его ценности, Его этика оказываются приоритетными, по сравнению с волей, ценностями и этикой человека. Если же такой приоритетности нет, то вера в Бога оказывается лишь деклараций, пустыми словами, не подтверждаемыми жизнью человека. Если жизнь человека не согласуется с Божьей волей, то исповедание такого человека оказывается голословным. Фактически же, такой человек, декларируя свою веру в Бога, игнорирует Его, поступая исключительно по своей воле. То есть, живет так, как будто Бога нет. Такие люди, не отрекаясь от Бога формально, или даже исповедуя Его на словах, отрекаются от Него делами.
Итак, фраза «Бог есть» означает, что Бог есть Бог, то есть Бог существует в качестве Бога, всемогущего, вездесущего Творца всего сущего. Кроме того, Божье существование оказывает фундаментальное, определяющее влияние на жизнь человека. И именно с такой верой, с верой что Он есть Бог, к Нему и надобно приходить. Приходить с согласием строить свою жизнь не по своим, а по Его стандартам.
No comments:
Post a Comment